Представление интересов компании при выездных налоговых проверках

Для любой компании выездная проверка представителей ФНС является мероприятием нежелательным, которого все ожидают с опаской и настороженностью. Даже если руководители компании прикладывают массу усилий по соблюдению налогового законодательства, в процессе такой проверки все равно могут всплыть правонарушения, совершенные без какого-либо умысла.

Опасаться визита налоговых органов следует по той причине, что его последствия почти всегда негативно сказываются на финансовой деятельности компании, ведь санкции варьируются от наложения крупных штрафов до полной блокировки банковских счетов. В этой связи уже давно стала популярной такая юридическая услуга, как сопровождение налоговых проверок. К сожалению, даже те, кто уже давно занимается бизнесом, не до конца понимают, какой именно специалист оказывает подобные услуги, и когда к нему следует обращаться.

Что собой представляет налоговая проверка

Физические и юридические лица, являясь налогоплательщиками, обязаны соблюдать налоговое законодательство, в частности, обязано своевременно перечислять в государственный бюджет налоги с полученной прибыли. Основная задача налоговой инспекции заключается в осуществлении контроля над исполнением налогового законодательства, причем выездная проверка выступает, как основной инструмент такого контроля. Таким образом, государство может отследить деятельность компании и удостовериться, что она соответствует нормам законодательства.

Не стоит думать, что выездная проверка грозит тем, кто попал под подозрение в совершении правонарушения. Предприниматели со стажем прекрасно знают, что избежать контроля не получится, то есть, подобные проверки включены в план мероприятий, причем они не зависят ни от сферы деятельности, ни от формы собственности предприятия. Обычно проверка проходит по определенному алгоритму:

  • Сотрудники финансового отдела компании составляют отчетность, а затем всю отчетную документацию направляют в установленный срок в контролирующие органы.
  • Сотрудники налоговой инспекции выезжают на предприятие для оценки его финансовой деятельности и сопоставления предоставленных в отчетах данных с реальными показателями.
  • Выявленные нарушения квалифицируются, как налоговые правонарушения, компетентные органы определяют нарушителю соответствующую меру наказания.

Представленный выше алгоритм характерен для выездной налоговой проверки. Напомним, что существует еще и камеральная проверка, то есть, проверка, которая проходит в налоговом органе, а не на территории контролируемого предприятия. Для того, чтобы более детально оценить сущность выездной проверки, необходимо порядок ее проведения сравнить с порядком проведения камеральной проверки.

Камеральная проверка осуществляется силами сотрудников территориального отдела ФНС. Первым делом проверяется налоговая декларация и правильность представленного за отчетный период расчетов. Контролеры запрашивают дополнительную документацию, предварительно указав, какие именно документы налогоплательщик должен представить. Срок исполнения составляет 5 рабочих дней. Внимание инспекторов акцентируется на следующих моментах:

  • Своевременность подачи в ФНС декларации и прочей отчетной документации;
  • Наличие всех отчетных документов;
  • Правильность расчета налогооблагаемой базы;
  • Правильность расчетов по налогам;
  • Правильность оформления документации;
  • Правомерность использования налоговых льгот.

Задачи камеральной проверки достаточно многогранны. Они включают в себя:

  • контроль над соблюдением норм налогового законодательства;
  • выявление налоговых правонарушений;
  • взыскание неуплаченных в бюджет налогов;
  • профилактика правонарушений.

Камеральная проверка длится около трех месяцев. Организация получает право исправить найденные в документах ошибки в пятидневный срок. ИФНС составит предписание об устранении нарушений в течение десяти дней после того, как налогоплательщик аргументирует выявленные нарушения, но его аргументы окажутся неубедительными, либо после того, как налогоплательщик полностью откажется исправить нарушения в установленном порядке.

Цели выездной налоговой проверки практически совпадают с целями камеральной проверки. Отличаются лишь методы проведения. Выездная проверка характеризуется более глубокими масштабами. На предприятие могут выезжать не только налоговые инспекторы, но и представители других контролирующих органов. Во время выездной проверки проверяется документация за последние три года, в то время, как камеральная проверка нацелена на документы одного отчетного периода.

О предстоящей выездной проверке налогоплательщик уведомляется заранее. Он получает копию решения налогового органа о проведении проверки, в котором также указывается перечень необходимых к представлению документов, прочие требования, сроки проверки и ее цели. По истечении шестидневного срока с момента отправления налоговым органом копии решения налогоплательщик считается уведомленным о начале проверки.

Инспектор ФНС в рамках выездной налоговой проверки имеет право:

  • Запрашивать оригиналы правоустанавливающих документов на ведение деятельности;
  • Запрашивать первичную документацию, налоговую отчетность, бухгалтерскую отчетность;
  • Запрашивать внутренние приказы, договоры, счета, акты;
  • Обследовать помещения, рабочие места, ресурсы предприятия;
  • Проводить инвентаризацию;
  • Сравнивать документы, представленные контрагентами и выявлять расхождения данных;
  • Опрашивать сотрудников организации;
  • Проводить экспертизы.

Выездная комиссия формируется из специалистов, перечень которых диктуется самой ситуацией. Например, проверка может быть инициирована по одному налогу или сразу по нескольким. Выборочные проверки направлены на изучение определенной части документации, а сплошные – всей. Срок проведения выездной проверки не превышает двух месяцев. Проверка продлевается только при наличии весомых обстоятельств. Примером может служить непредставление требуемых документов или необходимость проведения дополнительных мероприятий с целью доказательства выявленного нарушения. Сначала налогоплательщику выдается справка по итогам проверки, а затем составляется акт.

Последствия выездной проверки

Проверка со стороны налоговых органов завершится благополучно, если в итоге проведения контрольных мероприятий не будет обнаружено никаких правонарушений. НО ситуация может складываться и противоположным образом. Если налоговики установят, что показатели в документах не соответствуют действительности, то бизнесу грозят серьезные санкции, избежать которых будет очень проблематично. Основная цель привлечения налогоплательщика к ответственности заключается в пополнении государственного бюджета суммой налогов, которые не были уплачены налогоплательщиком. В зависимости от конкретной ситуации данная цель может быть реализована одним из нескольких способов.

  1. Доначисление налогов. Если будет установлено, что налогоплательщиком занижена налоговая база или произведены неправильные расчеты суммы налога, то представители ФНС заставят возместить недоимку.
  2. Начисление пеней. Сам факт погашения налоговой задолженности еще не гарантирует отсутствия штрафов. Например, если организация заплатила налоги, но не сделала этого в установленный срок, то она выплатит пени за каждый день просрочки. На размер пени влияет сумма недоимки и ставка рефинансирования, установленная ЦБ РФ.
  3. Начисление штрафов. Обычно принято отождествлять такие понятия, как штрафы и пени, однако это разные вещи. Штрафы назначаются за правонарушения и могут быть выражены гораздо большими суммами, нежели пени. Считается, что штраф – самая суровая санкция из всех перечисленных.
  4. Блокировка счетов. В ряде случаев налоговая служба имеет право полностью приостановить финансовые операции организации. Происходит блокирование всех счетов компании. Это явление временно, а условие разблокировки устанавливает налоговый орган. Организация заинтересована в скорейшем получении доступа к своим активам, так как «заморозка» денежных средств приведет к потере прибыли и порче репутации.

При наличии различных нарушений в сфере налогообложения последствия выездной проверки могут быть весьма печальными. То, что заботящиеся о собственном бизнесе предприниматели стараются соблюдать закон, еще не гарантирует отсутствие налоговых санкций.

Регулярные изменения в налоговом законодательстве просто развязывают инспекторам руки, а учитывая их все более изощренные методы контроля, становится понятной актуальность проблемы прохождения выездной проверки без потерь.

Даже камеральная проверка не так пугает налогоплательщиков, как выездная. Самый эффективный способ защиты – юридическое сопровождение.

Представление интересов компании при выездных налоговых проверках

Услуги представителя при проведении налоговых проверок оказываются в комплексном виде. Такое сопровождение направлено на защиту интересов предпринимателя, независимо от того, плановая ли предстоит проверка или внеплановая. Совсем необязательно, чтобы налогоплательщик пытался скрыть доходы, уменьшить налоговую базу или сформировать недоимку.

Довольно часто ошибки в расчетах являются результатом невнимательности бухгалтеров или их недостаточной осведомленности о нюансах налогообложения. Здесь еще следует учесть превышение полномочий со стороны контролирующих фискальных органов. Они, пользуясь неопытностью предпринимателя и широтой своих полномочий, представят небольшой недочет, который подлежит исправлению в установленном порядке, в виде налогового правонарушения и незамедлительно выпишут крупный штраф.

В результате плановой проверки не только ущемляются права налогоплательщика, но и наносится сокрушительный удар по всему бизнесу. Только грамотная юридическая поддержка и сопровождение проверки позволят снизить риски получения штрафов, пени, доначислений и прочих санкций. Заметим, что даже наличие штатного юриста не всегда позволяет отстоять свои права перед налоговиками. Дело в том, что юрист широкого профиля, который работает в компании, не имеет должного опыта общения с представителями контролирующих органов. Имеет смысл обратиться к специалистам, которые оказывают помощь в выездных проверках и имеют достаточный опыт работы в этой сфере.

Одной из услуг, которые адвокат оказывает в рамках защиты налогоплательщиков, является подготовка к выездным проверкам. Группа специалистов (при необходимости) оперативно произведет экспресс-аудит с целью установки соответствия данных в отчетных документах реальным показателям.

Простыми словами, аудит позволит заблаговременно выявить ошибки в расчетах и исправить их еще до приезда налоговиков. Чем больше ошибок удастся устранить, тем меньше повода останется налоговикам для претензий. Помимо этого, адвокат проконсультирует всех сотрудников, которым предстоит общение с инспекторами, о том, какие примерно вопросы будут звучать и как правильно на них отвечать. Параллельно с этим, защитник начнет наперед разрабатывать стратегию возможной защиты, беседуя со свидетелями и готовя доказательные материалы.

Сопровождение выездных проверок, как юридическая услуга, заключается в том, что адвокат не просто готовит фирму к визиту налоговиков, но и сам присутствует при проведении проверки. Даже если выездная проверка затягивается на два месяца, адвокат не перестает ежедневно защищать интересы своего клиента. Существует масса примеров, когда представители фискальных органов запрашивали документы к проверке, умышленно ограничивая время на подготовку, тем самым лишая предпринимателя всякой возможности избежать штрафных санкций. Адвокат сможет вовремя пресечь подобные нарушения со стороны должностных лиц или обжаловать их действия в высшей инстанции.

Обжалования акта проверки. Вынесенное налоговым органом решение не является окончательным. Адвокат сможет обжаловать составленный акт, причем эта процедура происходит в соответствии с определенным положением. На начальном этапе юрист составит письменное возражение, в котором приведет мотивированное опровержение не выявленные контролирующими органами замечания. Следующий шаг – подача жалобы в УФНС.

Как правило, письменное обращение в налоговую службу остается без ответа или завершается отказом. Адвокат обязан соблюдать регламент и предпринять все меры досудебного урегулирования вопроса. Если же и в данной инстанции не было получено удовлетворительного результата, то защитник готовится к тому, что будет представлять интересы клиента в судебном заседании. Он участвует в арбитражном суде от имени своего доверителя. Как показывает практика, участие профессионального адвоката достаточно часто приводит к тому, что суд принимает сторону налогоплательщика.

Налоговый представитель