Юридическая помощь по административным делам по налогам

Ответственность физических и юридических лиц за совершение налоговых преступлений регламентируют сразу несколько нормативных актов, среди которых Налоговый Кодекс РФ, КоАП РФ и Уголовный Кодекс РФ. Ключевые понятия определены именно в НК РФ, а остальные два документа определяют состав преступлений и степень ответственности за совершенные преступления. Административная ответственность, как разновидность юридической ответственности, подразумевает обязанность лица претерпевать определенные лишения государственно–властного характера за совершенные административные правонарушения. Понятие налогового правонарушения прописано в Налоговом Кодексе, однако те правонарушения в области налогообложения, которые рассмотрены статьями 15.3 – 15.8 КоАП, тоже негласно принято называть налоговыми.

Общие моменты

Все налоговые преступления имеют ряд специфических особенностей, которые их объединяют в общую группу. Помимо характера состава, они схожи тем, что лица, которые привлекают к ответственности, не должны доказывать свою невиновность. В обязанности представителей налоговых органов входит предоставление доказательств, подтверждающих факт самого правонарушения, а также причастность данного лица к этому правонарушению. При возникновении неустранимых сомнений в виновности обвиняемого суд принимает его сторону.

К административной ответственности за правонарушения в сфере налогообложения привлекаются должностные лица. Как правило, сопутствующим правонарушениям обстоятельством выступает неисполнение должностными лицами служебных обязанностей. Должностное лицо – это лицо, на которого возложены организационно-распорядительные функции. В организации такие функции выполняет руководитель, генеральный директор или руководитель структурного подразделения. В то же время сама организация, как нарушитель законодательства о налогах и сборах, привлекается к ответственности, согласно НК РФ, то есть, на нее накладывается определенный штраф.

Существует несколько признаков административной ответственности:

  1. Основанием для привлечения является административное правонарушение;
  2. Административной ответственности подлежат коллективные образования или физические лица;
  3. Право на наложение административных взысканий имеет определенный круг уполномоченных органов;
  4. Уполномоченные органы и должностные лица налагают административные взыскания на неподчиненных им правонарушителей;
  5. Административная ответственность определяется КоАП РФ;
  6. Порядок привлечения к административной ответственности регламентирован административно — процессуальными нормами.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

Для того, чтобы правильно представлять спектр налоговых правонарушений, необходимо хотя бы в ознакомительном порядке изучить налоговое законодательство. Правонарушения не сводятся лишь к банальному уклонению от налогов. Существует множество нюансов и требований, неисполнение которых приведет к различного рода штрафным санкциям. Их реализация варьируется от штрафов до привлечения к уголовной ответственности. Кодексом административных правонарушений установлены следующие составы:

  • Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе – статья 15.3 КоАП;
  • Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации – статья 15.4 КоАП РФ;
  • Нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) – статья 15.5 КоАП РФ;
  • Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля – статья 15.6 КоАП РФ;
  • Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику – статья 15.7 КоАП РФ;
  • Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), страхового взноса, пеней, штрафа – статья 15.8 КоАП РФ.

Для гражданина, не посвященного в суть налогового законодательства, перечисленные правонарушения практически ничем не отличаются друг от друга. Тем не менее, размер административного взыскания зависит от того, как именно будет квалифицироваться то или иное деяние. Задачей адвоката по административным делам является недопущение переквалификации правонарушения по статье, которая предусматривает более суровое наказание. Важно отметить, что ответственность по вышеуказанным статьям применяется к должностным лицам. Она не касается граждан, которые ведут предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Статья состоит из двух частей. В первой части определено наказание за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет. Данное правонарушение влечет за собой предупреждение или наложение штрафа в размере от 500 рублей до 1000 рублей. Вторая часть статьи суммирует два правонарушения:

  • нарушение срока подачи заявления;
  • ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Для того, чтобы понять, чем отличаются правонарушения, достаточно привести пример. Если предприниматель зарегистрировался, как юридическое лицо и не подал вовремя заявление, однако свою предпринимательскую деятельность еще не начал, то это нарушение рассматривается по части 1 настоящей статьи. Если же он занялся предпринимательством без постановки на учет, — то по части 2.

Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации

Согласно налоговому законодательству, банки и кредитные организации обслуживают только тех индивидуальных предпринимателей, которые получили свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Если организация открывает или закрывает счет, то банк обязан уведомлять налоговый орган. Он выдает справки по всем счетам и операциям, совершенным предпринимателем. После запроса налоговым органом соответствующей информации, банк обязан предоставить ее в пятидневный срок. Административному наказанию подвергает должностное лицо банка, если сведения вовремя не были предоставлены. За подобное правонарушение положено предупреждение или штраф в размере от 1000 рублей до 2000 рублей.

Нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам)

Налогоплательщики обязаны своевременно предоставлять налоговые декларации в налоговый орган по месту учета. Это касается как физических, так и юридических лиц, получающих доходы. Для подачи информации отводится определенный календарный период. Если налогоплательщик не уложился в отведенные ему сроки, то он будет привлечен к административной ответственности по статье 15.5. КоАП РФ, которая подразумевает вынесение предупреждения или наложение штрафа от 300 рублей до 500 рублей. Злостное нарушение указанных сроков будет рассмотрено, как уклонение от налогов, что уже является уголовно наказуемым преступлением.

Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Обязанности по налоговому контролю возложены на должностных лиц территориального налогового органа. Форма контроля может быть различной, от проверок до запроса объяснительных. Любые изменения в уставных документах налогоплательщика должны быть в определенный срок доведены до сведения налоговых органов. Типичный пример, когда налогоплательщик меняет место регистрации, но не сообщает об этом. Подобным образом квалифицируется правонарушение, связанное с несообщением о реорганизации предприятия, закрытии филиала. Статья 15.6 определяет административный штраф в качестве наказания. Сумма штрафа составляет от 100 рублей до 300 рублей для граждан и от 300 рублей до 500 рублей для должностных лиц.

Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику

Данная статья опять касается банков и кредитных организаций. Нарушением считается открытие счета индивидуальному предпринимателю, если тот не предъявил свидетельства о постановке не учет в налоговом органе. На должностных лиц банка заводится административное производство. Размер штрафа составляет от 1000 рублей до 2000 рублей. В статье есть квалифицирующий признак. Если кредитная организация (банк) открывает счет предпринимателю, однако есть решение налогового таможенного органа о приостановке операций по счетам указанного лица, то штраф на должностных лиц увеличивается до 3000 рублей.

Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), страхового взноса, пеней, штрафа

Для того, чтобы понять смысл данного правонарушения, следует обратиться к комментариям к статье 15.8. В них указано, что нарушителем является банк или кредитная организация, если они ненадледжащим образом исполнили поручение клиента-налогоплательщика на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. За подобное правонарушение должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности. Размер штрафа составляет от 4000 рублей до 5000 рублей.

Помощь адвоката по налогам в административных делах

Адвокат по налогам, налоговый представитель, хорошо разбирается в вопросах налогообложения, а также знает специфику деятельности не только налоговых органов, но и следственных подразделений, которые занимаются выявлением правонарушений. Помимо этого, он понимает экономическую сущность налогообложения, то есть знает алгоритм формирования налоговых отчислений. Если обратиться за помощью к непрофессионалам, то вся защита будет сводиться к доводам процедурного характера, ведь такой юрист некомпетентен в финансовых вопросах.

Важный показатель профессионализма адвоката – непрерывная практика в области налогового права. Статьи Налогового Кодекса постоянно претерпевают различные изменения, что влечет за собой изменения в следственной и судебной практике. Адвокат по налогам оказывает помощь юридическим лицам, физическим лицам, предприятиям, гражданам при возникновении вопросов со стороны налоговых и следственных органов. Одним из способов реализации контроля государства над деятельностью коммерческой фирмы является налоговая отчетность. Если в ней допущены ошибки, то традиционная юридическая консультация здесь не поможет. Необходимо привлекать именно компетентного специалиста, который либо полностью избавит клиента от ответственности, либо сократит денежные потери.

Адвокат по налогам поможет решить следующие вопросы:

  • Разрешение споров относительно расчетов налоговых отчислений;
  • Подготовка к предстоящим налоговым проверкам;
  • Опротестование итогов проверок;
  • Всесторонняя помощь при получении обвинения в совершении правонарушений в области налогообложения.

Помощь будет действенной в том случае, если доверитель обратился к адвокату в процессе формирование к нему претензий со стороны налогового органа или других контролирующих органов. Налоговые проверки для юридического лица считаются главной угрозой, влекущей за собой административную и даже уголовную ответственность. Как известно, проверки подразделяются на плановые и внеплановые. Если к плановым проверкам можно заранее подготовиться, то во время проведения внеплановых проверок необходимо сопровождение специалиста. Адвокат окажет следующие виды услуг:

  • Проведет необходимые консультации по разным вопросам, касающихся полномочий сотрудников организации, а также полномочий контролирующих органов;
  • Оценит вероятные последствия возникшей ситуации и определит стратегию поведения доверителя;
  • Будет представлять интересы доверителя при вызове его в ФНС;
  • Проконсультирует руководителя организации или главного бухгалтера перед предстоящим общением с представителями контролирующих органов;
  • Присутствует на допросах работников фирмы, используя право, которое дает статус адвоката;
  • Подготовит ответы на запросы инспектирующих органов;
  • Составит рекомендации по подготовке дополнительной информации.
Налоговый представитель